История развития клейм Франции на золотых и серебряных изделиях

Интересная статья? Поделись, она поможет еще кому-то!

Клейма Франции на золотых и серебряных изделиях имеют долгую историю и довольно сложную систему. Разные события в государстве так или иначе отображаются на системе клеймения- замена клейм одних другими, правилами нанесения и стандартами.

 Первое известное имя ювелира на территории современной Франции — имя Медами , галло-римского ювелира , чья подпись была обнаружена на серебряном кантаросе (глубокий сосуд для вина, использованный в Древней Греции) на археологических раскопках Алезии в 1862 году

1260: статус ювелиров

Этьен Буало, глава столицы и верховный парижский судья при Людовике IX, написал торговую книгу, которая регулировала корпорации искусств и ремесел.  В частности на ювелиров налагается требование гарантировать качество своих изделий

1275-1313: городские клейма

В 1275 году Филипп III Ле Харди королевским указом предписал  чтобы каждое сообщество ювелиров клеймили своим клеймом серебряные изделия и ставили городское клеймо. В 1313 году его преемник, Филипп IV Ле Бель, распространил закон о клеймении и   золотые изделия.

Пример клейм французских ювелиров. Те клейма, которые отмечены звездочкой работали в Париже.

1355: клейма производителя

 

Королевский указ Иоа́нна II До́брого (Jean II le Bon) требует, чтобы все ювелиры наносили на изделия своего производства специальный клеймо, представляющее собой коронованную геральдическую лилию, снабженную личным символом. Зачастую это были  Двух- или трехбуквенные инициалы, окружающие символ, выбранный мастером-ювелиром   По обе стороны от геральдической лилии есть две маленькие точки («зерно»)

пример клейма геральдической лилии

Генрих III в 1579 году учредил т.н. « право на возмещение ущерба”, налог на ценные произведения искусства из золота и серебра, призванный синхронизировать цену произведений искусства в соответствие с курсом валюты. Этот указ был отменен Людовиком XIV.

POINCON DE CHARGE

Клеймо, которое  наносили после клейма изготовителя на изделии и до проставления клейма “городской думы”. В Париже этот знак имел форму буквы «А», увенчанной короной  до 1789 года. Позже буква «А» была вписана в круг с парой маленьких цифр. Клейма отличались орнаментальным стилем буквы и сопутствующих элементов

Также использовалась особая буква для обозначения других городов (в некоторых случаях использовались две буквы или число)

Пример клейм

Таблица клейм городов Франции

Paris
Rouen
Caen
Lyon
Tours
Angers
Poitiers
La Rochelle
Limoges
Bordeaux

A
B
C
D
E
F
G
H
I
K

Bayonne
Toulouse
Montpelier
Riom
Dijon
Perpignan
Orléans
Reims
Nantes
Troyes

L
M
N
O
P
Q
R
S
T
V

Amiens
Bourges
Grenoble
Aix
Metz
Strasbourg*
Besançon*
Lille*
Rennes
Pau*

X
Y
Z
&
AA
BB
CC
W
9

POINCON DE DECHARGE

Клеймо было единственной отметкой, проштампованной на готовом изделии. Его труднее всего идентифицировать из-за его небольшого размера и разнообразия используемых символов (корона, голова животного, ракушка…). Ниже представлены клейма города Парижа

Реформы Кольбера

 Jean-Baptiste Colbert

С 1674 года Кольбер (1619–1683) реформировал действующую систему, введя систему с четырьмя ударами; система, которая останется в силе до 1790 года. Для каждого изделия из золота, серебра или вермеля (позолоченного серебра) необходимо будет прикрепить следующие штампы, размер и дизайн которых различаются в зависимости от произведения: 

  • Клеймо изготовителя наносится мастером на заготовку изделия. Он включает его инициалы с его личной эмблемой, а иногда и эмблемой его города.
  • Штамп сбора прилагается Генеральным хозяйством (который заботится о поступлении косвенных налогов), его внешний вид меняется каждые два или три года.
  • Клеймо городской думы наносили присяжные охранники корпорации. Клеймо имело форму буквы, меняющейся каждый год в алфавитном порядке.
  • Штамп о выписке был проставлен General Farm после того, как изделие было завершено и после уплаты налога. Он принимает форму маленького животного.

Пример клейм городской думы города Парижа

Иногда некоторые предметы не отмечены клеймами General Farm. Это можно объяснить мошенничеством нескольких хитрых ювелиров, которые не хотели платить налог. Тем не менее, эта практика была рискованной, и мошенник понес бы большие штрафы. 

Обратите также внимание, что эти четыре клейма должны были быть прикреплены ко всем частям изделия, включая его движущиеся части, такие как крышка. Однако некоторые юрисдикции «забыли» об этом обязательстве, которое очень уважают в Париже. 

Иногда появляются некоторые странности. Примером этого является клеймо C в виде короны на изделиях из позолоченной бронзы. Похоже, что этот редкий клеймо встречался только на самых изысканных изделий из бронзы. Таким образом, это налоговое клеймо, созданное при Людовике XV (1710–1774), венчает изделия, отмеченные художественным признанием, но также гарантирует редкость и качество этих произведений.

Революционный период


Отмена привилегий в ночь на 4 августа 1789 г. упраздняет привилегии ювелиров, а тем самым и гарантию на золото и серебро. Это положение подкрепляется законом Ле Шапелье от 2 марта 1791 г., который запрещает профессиональные ассоциации и устанавливает свободу труда.

Исаак-Рене-Ги Ле Шапелье  Isaac-René-Guy Le Chapelier

В апреле 1791 г. были отменены косвенные налоги как следствие мошенничество с металлами становится многочисленными, в казне ощущается отсутствие налоговых поступлений.

Производство серебряных изделий стал анархичным, и при отсутствии контроля можно найти изделия с пробой 500/1000. Но хотя официальных клейм больше не было, под названием «революционные клейма» принято описывать четыре клейма, которые должны были быть созданы «ассоциацией ювелиров» с целью хоть какой то защиты качества своих изделий. Это голова гречанки, голова кабана, голова лошади и голова орла

Закон от 19 брюмера vi года (9 ноября 1797 г.)

«Закон о контроле за титулом и сборе гарантийных прав на материалы и изделия из золота и серебра » от 19 брюмера VI года (9 ноября 1797 г.) вводит в действие систему гарантий, титулов и представлений . . Этот закон является основой положений, действующих в настоящее время во Франции и Монако . Государственные служащие несут ответственность за проверку представленных работ и проставление гарантийного знака (государственного знака и титульного знака)  . После обнародования закона проводится всеобщая перепись: предыдущие клейма аннулируются, а Гарантия затем бесплатно проверяет уже проштампованные произведения и ставит на них определенное клеймо  

С 1809 по 1819 год: период «Второго Петуха»

Этот период представлен 4 разными петухами , легко отличимыми от первого периода, потому что они окружены двойным кантом , который также встречается в течение следующего периода, называемого «стариком» с 1818 по 1838 год.

На таблице ниже прорисованы клейма рассматриваемых периодов, желтые клейма для золота, серые для серебра

Чтобы предотвратить и обнаружить подделку клейменных серебряных изделий, французские власти ввели указом от 1 июля 1818 года систему надчеканок на противоположной стороне гарантийного клейма. Эти надчеканки известны как «бигорны».

Термин бигорн буквально означает наковальню с двумя рогами или наковальню с двумя клювами и относится к форме выступающих концов наковальни. Каждая наковальня имеет две ударные площадки, одну плоскую и одну округлой формы. Закругленный рог служил для маркировки  посуды, а плоский рог — для маркировки столовых приборов. Более подробно об BIGORNE можно прочесть в отдельной статье на нашем сайте

С 1819 по 1838 год: период «Старик»

Этот период представлен клеймами с разными личностями, изображенными в преклонном возрасте, почему и называется “старик”. Для первого титула Парижа (950 ‰) клеймо представляет профиль Микеланджело, а для второго титула (800 ‰) клеймо представляет профиль Сократа.

Для провинциальных штампов первый заглавный штамп (950 ‰) представляет собой профиль женщины, (Церера – римская богиня земледелия , урожая и плодородия), для департаментов профиль Геркулеса с номером того или иного департамента. Второй заглавный штамп (800 ‰) представляет собой профиль художника Рафаэля.

Лебедь

Он проставляется на изделиях сделанных не во Франции, но содержащих минимальную пробу серебра 800.

Долгоносик

Он применяется ко всем импортированным произведениям, содержащим не менее установленной законом 800 пробы

Потребовалось сорок лет, чтобы Гарантия признала, что, поскольку титульные и гарантийные клейма дублируют друг друга, их можно объединить в одно, и в 1838 г. был создан уникальный пуансон, который используется до сих пор: профиль богини Минервы в шлеме.

  • 950 проба голова минервы в восьмиугольнике ; цифра 1, расположенная перед лицом,
  • 800 проба голова минервы в усеченном овале цифра 2, расположенная под подбородком
  • для мелких предметов 800 пробы использовалась голова кабана (Париж, с 1838 по 1962 года ) и краб для департаментов ( с 1838 по сегодняшний день)

На таблице ниже прорисованы клейма рассматриваемых периодов, желтые клейма для золота, серые для серебра

Современный период

Снова мы видим голову Минервы правда, проба уже понизилась с 950 на 925  Цифра 1 помещается на задней стороне шеи
. Буква даты ,стоящие под подбородком менялись каждые 10 лет

  • А с 1973-1982 гг.
  • B с 1983-1992 гг.
  • C с 1993-2002 гг.
  • D с 2003-2012 гг.
  • E с 2013-2022 гг.
  • F с 2023-2032 гг.

Поскольку второй стандарт сохранился на уровне 800 пробы, Минерва осталась такой, какой она была в 1838 году. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.